Специалисты в области детской и семейной психологии ответят на вопросы, касающиеся проблем воспитания вашего ребенка и ответственного родительства
Как попасть на первый прием к специалисту? | |
Позвоните, сообщите необходимую информацию, прежде всего причину обращения (по журналу регистрации), договоритесь о времени. | |
Кто может обратиться в Центр? | |
Мы оказываем помощь детям от 3 до 18 лет. На первом приеме важно присутствие законного представителя. | |
Что необходимо иметь при себе на первой встрече со специалистом? | |
Ребенка, законного представителя с паспортом. | |
Что необходимо иметь при последующих встречах? | |
Сменная обувь (бахилы). | |
Сколько времени понадобиться для решения проблемы? | |
Сначала диагностика – далее по результатам в обсуждении с родителями. Зависит от запроса. | |
Как часто нужно будет посещать Центр? | |
Обычно 1-2 раз в неделю. | |
Сколько времени длится занятие со специалистом? | |
Зависит от возраста ребенка, количества участников процесса, проблемы… в среднем 1 час. | |
Могут ли приводить ребенка в Центр не родители? | |
Да. Если для успешного разрешения проблемы необходимо участие родителей, эффективность работы в отсутствии родителей снижается. | |
Как объяснить ребенку цель посещения Центра? | |
Бывают сложные ситуации, которые можно обсудить со специалистом на первой встрече без ребенка. | |
Сколько специалистов будет работать с ребенком? | |
В зависимости от проблемы. В центре работают разные специалисты: педагоги-психологи, клинические психологи, логопеды… и др. | |
В какие иные учреждения будет передаваться информация о ребенке и семье? | |
Информация конфиденциальна. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью ребенка. | |
Никитина О.В. | |
У моего ребенка заниженная самооценка. Помогите, пожалуйста. | |
Действительно, какие бы моменты в поведении ребенка не казались Вам тревожными, Ваше беспокойство понятно и может быть обоснованным. Для развития личности важна адекватная оценка человеком самого себя, собственных возможностей и места среди других людей – причем, отвечающая различным жизненным ситуациям. Постепенно на базе суждений взрослых – родителей и учителей – возникает вначале мало понимаемое самосознание детей. Для формирования нормального Образа Я ребенка, а также для его будущей самостоятельности, желательно правильное отношение к успехам и неудачам. Именно умение пережить неуспех часто становится проблемой ребенка и семьи в целом. Возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочие трудности. Чтобы оказать помощь в этой ситуации, необходима полноценная психологическая диагностика, например, уровня притязаний растущей личности и, по возможности, родителей. | |
Тарасова С. Ю. | |
Не будут ли считать моего ребенка больным после посещения психолога? | |
Психологи не ставят диагнозов, поэтому родители могут быть уверены, что никаких отрицательных последствий со стороны специалистов быть не может. Задача психолога совместно с родителями выявить источник проблем у ребенка и дать соответствующие рекомендации по выходу из затруднительной ситуации. Родителям важно помнить, что необходимо заботиться не только о физическом, но и психологическом здоровье ребенка. | |
Лабзин С.А. | |
Что делать, если ребенок отказывается идти к психологу? | |
Необходимо объяснить ребенку, что есть специалист (человек), который помогает родителям и детям решать сложные проблемы без ссор и конфликтов. Он помогает людям справиться с негативными чувствами (например, обидой или злостью на близких людей). Психолог помогает увидеть проблему широко, что позволяет детям и их родителям быстрее найти выход из неблагоприятной ситуации, почувствовать себя спокойнее и комфортнее. | |
Лабзин С.А. | |
Мой сын учится во втором классе, его постоянно бъют одноклассники. Я воспитываю ребенка без отца. Всегда говорила ему: " Девочек нельзя обижать !", " Живи мирно с ребятами!" Может быть отец и научил бы вести его мужественно. Что делать? | |
Здравствуйте! Если Вы, как родитель, ощущаете себя жертвой ситуации, воспитывая ребенка без отца, то и Ваш сын это чувствует.
Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни и не только от отца, но и других мужчин: дедушки, например. Для того, чтобы выжить, успешно адаптироваться в повседневной жизни,ребенок нуждается в защите от разных приспособлений домашнего хозяйства и "хулиганов". Среди прочего он должен научиться переходить улицу, пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током. Подумайте, не склонны ли Вы к избыточной опеке. Важно и любить, и защищать, и предоставлять СВОБОДУ! Если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, уверенная любовь отца показывает ребенку, что он компетентен. Поскольку отца, как правило, воспитывали в менее стесненной форме, чем мать, постольку ему легче, чем матери, позволить ребенку экспериментировать. Желание отца разрешать новое сыну побуждает ребенка расти без ненужного чувства вины. При этом важно ,что отец оказывает ребенку доверие. Такое отношение может проявлять себя в любое время и в любом месте. Предоставление ребенку независимости и свободы необязательно требует навыков в спорте или наличия хобби. Это отношение требует способности чувствовать потребности ребенка и желание быть твердым руководителем,другом, ангелом-хранителем. Хотя,конечно, Ваш сын будет чувствовать себя увереннее, посещая занятия по карате. Я рекомендую Вам совместно с сыном, можно и в нашем центре, пройти психологические тренинги, которые помогут ему стать увереннее в отношениях с другими детьми, а вам понять особенности своих взаимоотношений с сыном. |
|
Коблик Е.Г. | |
Сейчас часто слышишь вокруг слово «креативность»: креативный директор, креативный редактор… Моему сыну после профориентации предложили «развивать креативность». Поясните, пожалуйста, это то же самое, что творческость? | |
Действительно, сегодня считается, что даже менеджмент должен быть креативным. Однако это не совсем творческость. Правильный перевод термина на русский язык – оригинальность мышления. Согласитесь, качество, необходимое в разных профессиях и, особенно, в видах деятельности «человек – человек». Также оригинальность мышления весьма полезна журналисту или, например, дизайнеру. Развивать оригинальность, гибкость и образность мышления, в принципе, можно в любом возрасте. Но, конечно, обычно эффективность таких занятий выше у детей – все-таки они еще менее костные, чем взрослые люди. Опыт показывает, что особенно успешны подобные занятия с подростками. В рамках тренинговой работы хорошо «идут» упражнения на развитие, так называемого, дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, Э. Торренс), которое, собственно, и является основой творческого воображения. | |
Тарасова С.Ю. | |
Мой сын, 11 лет – отличник. На днях он получил «четверку», т.к. не очень хорошо подготовился к заданию. После этого он устроил в школе страшную истерику: кричал, рыдал. Учителя порекомендовали обратиться к психологу. Чем вы можете помочь? | |
Для начала психолог проведет психологическую диагностику, чтобы выяснить причины такой сильной реакции. Она может быть связана как с личностными особенностями ребенка, так и с взаимоотношениями с кем-либо из родителей, особенностями воспитания ребенка в семье. В дальнейшем психолог может откорректировать выявленные у мальчика особенности поведения и эмоциональных реакций, дать необходимые рекомендации родителям. | |
Соловьева А.А. | |
У моей 8-ми дочери энкопрез. В школе над ней смеются одноклассники. | |
Вам, как матери, тоже может быть очень трудно, и Вы не знаете, как реагировать на такое отвержение Вашего ребенка. Из Вашего вопроса непонятно, что случилось с девочкой: как долго у нее это расстройство, обращались ли Вы за врачебной помощью. Причины такого расстройства могут быть и чисто физиологические или лежат в области психики. Вы можете проконсультироваться у психолога, но без врачебной помощи с энкопрезом справиться маловероятно. Психолог может помочь лично Вам в установлении контактов с администрацией школы и учителями, чтобы они помогали выстраивать в классе толерантную к проблемам Вашей дочери атмосферу. | |
Соловьева А.А. | |
Здравствуйте! У нас в семье проблема, которую мы пытаемся решить на протяжении нескольких лет. Мой сын писает ночью в кровать, а ему уже 6 лет. Бывает и днем во время игры. Только, когда увидит, что брюки мокрые, то сходит в туалет. Обращались к врачам, говорят с возрастом пройдет. Как с этим бороться? | |
Есть несколько основных причин энуреза у ребенка. Первая, физиологическая – задержка в созревание мочеполовой системы ребенка и в созревании соединительной ткани в организме ребенка, вторая, психологическая – как правило, связана со строгостью и высокими требованиями со стороны родителей и соответственно с высокой тревожностью у ребенка. Например, ребенок может даже реагировать на повышенные интонации родителя, бояться наказания, что и запускает непроизвольное мочеиспускание. В таких случаях ребенок так сильно контролирует свое поведение в отношениях с родителями, что у него не хватает психологических возможностей на контроль физиологических процессов. В любом случае я рекомендую вам обратиться к детскому психологу за очной консультацией, для формирования механизмов контроля мочеиспускания у ребенка, а также для гармонизации ваших отношений с ребенком. | |
Сотникова Ю.А. | |
Здравствуйте, моей дочери 7 лет. Посмотрев со старшей дочерью фильм, начала чего-то бояться. Перестала оставаться одна дома, чего раньше не было, боится спускаться и подниматься одна с пятого этажа. Подскажите, пожалуйста, как можно убрать испуг. | |
В работе со страхами хорошо работают рисуночные методики. Попросите девочку нарисовать свой страх или то, что его вызывает, как правило, в этом возрасте дети рисуют каких-либо пугающих существ, увиденных в мультфильмах и художественных фильмах. Затем попросите ребенка изменить с помощью ярких карандашей нарисованный образ, так чтобы он стал добрым. Это возможно не поможет с первого раза, можно предложить девочке рисовать его еще несколько раз и прямо тогда, когда она начинает бояться. Можно также использовать пластилин. В этом возрасте дети часто много фантазируют и верят в свои фантазии, но со временем страхи проходят. Отнеситесь с уважением к чувствам ребенка, попробуйте вместе придумать, что может помочь ей чувствовать себя смелее. Важно учить ребенка рисовать и проговаривать свой страх, а также закрепить у ребенка стратегию преодоления страха. Иногда детям помогают маленькие талисманчики или игрушки, которые будут их символически «защищать». Иногда помогает сказка, которую вы придумаете вместе и в которой девочка в финале победит свой страх. Если вы видите, что страх сильно мешает ребенку, вы с ним не справляетесь, то обратитесь к детскому психологу для работы со страхом ребенка. Параллельно с этим можно обратиться к невропатологу с целью снятия повышенной тревоги ребенка. | |
Сотникова Ю.А. | |
Воспитатели в детском саду жалуются, что мой ребенок шумный, неугомонный, непоседливый, не слушает, что ему говорят, на занятиях постоянно отвлекается, мешает другим детям. Они говорят, что ребенок гиперактивный, советуют обратиться к психологу. Да, мой сын очень подвижный и активный, я и сама была в детстве такой же, разве это не нормально для ребенка 5-6 лет? | |
Действительно детям дошкольного возраста свойственна повышенная двигательная активность, а способность к произвольному контролю своего поведения находятся в процессе естественного становления и развития. Однако случаи обычной возрастной незрелости самоконтроля необходимо отличать от выраженной гиперактивности, которая, как правило, сопровождается и нарушением внимания. Если ваш ребенок легко отвлекается, постоянно переключается с одного занятия на другое, начинает выполнять указание и не доводит дело до конца, часто беспокоен, не может длительное время усидеть на месте, постоянно находится в движении, болтлив, импульсивен - реагирует, недослушав или прежде, чем успеет осознать особенности ситуации, то лучше проконсультироваться с психологом. Психолог поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка и подобрать наилучший способ, позволяющий скорректировать его состояние. В зависимости от причин и степени выраженности различных проявлений требуется психологическая, педагогическая, а иногда и медицинская коррекция. Важно, чтобы диагностика и коррекция таких состояний были ориентированы на дошкольный возраст. Гиперреактивность и недостатки внимания особенно ярко проявляются с началом обучения в школе и могут стать непреодолимым препятствием для успешного овладения учебными навыками, привести к школьной дезадаптации, повлечь за собой дополнительные нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, самооценке ребенка, повлиять на отношения с учителем и одноклассниками. | |
Гнатюк О.В. | |
Моей дочке 8 лет, и Вы знаете, ладно, ребенок просто играет в куклы – думаю, это естественно. Но она порой разговаривает с игрушками, словно с живыми. Недавно еще случилась неприятность, даже беда: погиб кот, к которому моя девочка очень привязана. Теперь дочь спрашивает, что такое смерть, как это «не жить»? Я, честно сказать, не понимаю, как лучше себя в такой ситуации вести. | |
В Вашей ситуации хочется выделить несколько своего рода линий, пластов существующей проблемы. И, в принципе, желательно задать родителям ряд дополнительных вопросов. Предоставленная Вами информация позволяет сделать попытку анализа ситуации и дать рекомендации общего характера. Во-первых, очень важно, как и с кем общается, дружит ребенок – в классе, в свободное от учебы время. Если тут Вас и классного руководителя ничто не беспокоит, девочка все-таки отделяет реальность от фантазии, «общение с живыми игрушками» может быть нормальным вариантом развития характера. Буквально недавно довелось консультировать пару мама-дочь по сходной проблеме, мама была детской писательницей. Согласитесь, магическое, иррациональное мышление присутствует и у взрослого человека. Например, многие из нас стучат по дереву, «чтобы не сглазить». Сложнее дело обстоит со второй частью вопроса – про смерть. В настоящее время в нашей культуре нет единого, общепринятого отношения к теме небытия и ухода из жизни. Верующие религиозные люди решают проблему одним образом, опять же, в каждой конфессии – свои нюансы, в том числе, относительно смерти животного. А в Вашем случае, судя по контексту, гибель кота – повод задуматься о жизни и смерти вообще, осмыслить эту философскую проблему. Добавлю, что в данном случае для эффективного решения желательно работать с семьей потому, что в младшем школьном возрасте ребенок не способен самостоятельно сформировать отношение к столь сложному вопросу. И для его эмоционального благополучия существенно, какую позицию занимают члены семьи, чье мнение, конечно, детям очень важно. |
|
Тарасова С.Ю. |