Вторник, 19.03.2024, 12:43New Cell
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Центральное окружное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН"
                                                                                                                                                                                                                      
107066, г. Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 45/17 (м. "Бауманская")                                                   
телефон: (499) 265-01-18                       e-mail: cpmssozon@mail.ru
                                                                                         






"Детей нет, есть люди"
Я. Корчак


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Информация о деятельности Центра "Озон"


Актуальность работы центра «ОЗОН» связанна с тем, что он до настоящего времени остается единственным в городе Москве специализированным учреждением, которое оказывает комплексную помощь детям, пострадавшим от насилия и их семьям.

Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать программы поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, сообщение, передач на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости, возбуждение судебной процедуры.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы отмечено, что главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом. Согласно Концепции одной и задач образования в обеспечении социально-экономического развития России является создание условий для повышения конкурентоспособности личности. Жестокое обращение с ребенком, грубо искажает его нормальное психическое и физическое развитие, вызывает поведенческие и эмоциональные нарушения. Из этого следует, что повышение конкурентоспособности личности, развитие человеческого потенциала, как того требует Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, невозможны без оказания эффективной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Таблица 1.
Сведения о детях, ставших жертвами преступлений
(2003-2007 годы)
 
 
Категории потерпевших
годы
2003
2004
2005
2006
2007
Всего детей-потерпевших
91070
112456
125079
194364
161598
Детей-потерпевших от насильственных преступлений
42985
50871
72530
80908
70380
Погибло детей
3254
3099
2982
2898
2496
Детей, здоровью которых причинен тяжкий вред
3585
3250
3233
3024
2786
Детей-потерпевших от сексуальных преступлений
4628
5981
7608
9678
8805
Изнасилование (ст. 131 УК РФ)
1853
2091
2327
1970
1479
Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ)
1964
2103
2502
2363
2074
Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет* (ст. 134 УК РФ)
129
577
1339
2541
3279
Развратные действия (ст. 135 УК РФ)
620
1086
1279
2618
1533
 
Точные сведения о распространенности жестокого обращения с детьми в Российской Федерации отсутствуют. Из данных официальной статистики можно сослаться на информацию МВД России о числе детей, признанных потерпевшими от зарегистрированных преступлений (таблица 1). Поскольку далеко не все родители детей, ставших жертвами преступлений, обращаются в органы внутренних дел, реальные масштабы насилия над детьми более значительны. 
Оценивая динамику преступных посягательств в отношении детей за последние пять лет, можно отметить значительный рост числа зарегистрированных преступлений (с 91,1 тысячи в 2003 г. до 161,6 тысячи в 2007 г.). Однако следует обратить внимание на то, что число наиболее тяжких преступлений таких, как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, в последние годы неуклонно снижалось. Неуклонность отмеченной тенденции, а также то обстоятельство, что органами внутренних дел регистрируется большинство особо тяжких преступлений, дает основание говорить о некотором снижении числа преступлений в отношении детей. Это снижение отражает улучшение криминогенной обстановки в стране, обусловленное стабильной социально-экономической ситуацией и ростом уровня жизни населения. Увеличение числа зарегистрированных   преступлений отражает не реальный рост криминальной пораженности, а более полную регистрацию преступлений небольшой и средней тяжести.
Отмеченные благоприятные тенденции не дают основании для благодушия, поскольку стабилизация криминогенной обстановки произошла при очень высокой распространенности преступных посягательств в отношении детей. Как видно из Таблицы 1, ежегодно в России более 100 тысяч детей становятся жертвами преступлений. При этом почти половина из них (около 70 тысяч) пережили насильственные преступления, при которых ребенку неизбежно причиняется психическая травма. Именно эти дети в первую очередь нуждаются в поддержке и помощи, о которых говорится в ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка. Ежегодно более семи тысяч детей признаются жертвами сексуальных преступлений. Результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что сексуальные посягательства, перенесенные в детском возрасте, неизбежно сопровождаются эмоциональными и поведенческими нарушениями, коррекция которых требует оказания длительной психотерапевтической помощи. Таким образом в Российской Федерации ежегодно десятки тысяч детей страдают от жестокого обращения, однако большинство из них не могут получить в полном объеме необходимой помощи как того требует ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка. Невозможность получения детьми жертвами жестокости и насилия квалифицированной помощи связана с отсутствием организаций, специализирующихся на работе с такими детьми.
На это обстоятельство указано в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка на третий периодический доклад Российской Федерации. Комитет выразил обеспокоенность тем, что дети, ставшие жертвами злоупотреблений или насилия в семье и в детских учреждениях, не всегда обеспечиваются достаточной заботой и помощью и что действия. Также было отмечено, что телесные наказания детей по-прежнему считаются социально приемлемыми и продолжают практиковаться не только в семьях, но и в местах, где они официально запрещены, таких, как школы. Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации:
обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;
·          установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;
·          обеспечить адекватной защитой детей – жертв злоупотреблений в кругу своей семьи;
·          не допускать и пресекать практику телесных наказаний детей в семье, школах и в других учреждениях посредством эффективного соблюдения законодательства.
Отмеченные обстоятельства дают основания рассматривать работу Центра, оказывающего помощь детям-жертвам насилия, как наиболее эффективный путь профилактики психических и социальных отклонений, связанных с перенесенным в детстве насилием, в том числе и таких опасных как преступность. Деятельность подобных  центров следует считать стратегическим направлением оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Актуальность этой работы еще более возрастает в связи с развитием ювенальной юстиции, а также в связи с активной передачей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. И то, и другое направление предполагают углубленное изучение личности ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, оказание коррекционной помощи ему и его семье. Важным обстоятельством, определяющим актуальность работы Центра, является оказание практической помощи специалистам органов опеки и попечительства, работникам правоохранительных органов и судов, что способствует более полной защите прав и законных интересов детей.
 
2. Новизна деятельности ЦПМСС «ОЗОН».
Новизна работыЦентрапсихолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН» заключается в следующем:
·       создана целостная система сопровождения ребенка, пострадавшего от жестокого обращения или насилия;
·       организовано специализированное учреждение, оказывающее комплексную помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения или насилия  (в Москве подобных учреждений нет, а в Российской Федерации крайне мало);
·       разработана модель взаимодействия специализированного центра с другими организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
·       разработана система базовых принципов профессиональной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения или насилия, и их семьями;
·       разработаны оригинальные диагностические, психокоррекционные и профилактические для работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения или насилия, их родителями, семьями группы риска.
  
3. Особенности оказания помощи детям в ЦПМСС «ОЗОН».
Подходы к организации процесса сопровождения детей в Центре имеют следующие особенности:
·       комплексный характер помощи;
·       учет уровня развития ребенка, особенностей состояния его здоровья и характера социальной ситуации
·       командный подход –  специалисты разных направлений работают с каждым случаем сообща;
·       приоритет прав и законных интересов ребенка над интересами его законных представителей;
·       гуманистическая ориентация в отношениях с детьми и родителями.
      Проблемы детей, посещающих Центр, иих законных представителей, как правило, носят комплексный, многоуровневый характер. Эффективная помощь детям, пострадавшим от жесткого обращения или насилия может быть оказана только при совместной и согласованной работе специалистов различных специальностей: врачей, психологов, социальных педагогов и юриста. 
Научным и методологическим основанием для взаимодействия разных специалистов Центра является рассмотрение жесткого обращения с детьми, прежде всего, как фактора наносящего психическую травму и искажающего естественное развитие личности ребенка. Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения. Понятие «жестокое обращение с детьми» было введено в зарубежную научную литературу врачами, оказывавшим помощь пострадавшим детям. Поэтому его формулировка определялась механизмом и тяжестью вреда, причиненного здоровью ребенка. Определения жестокого обращения с ребенком, предложенные юристами,    опирались на степень общественной опасности деяния (характер и мотивы действий взрослого), что позволяло дифференцировать вид и размер наказания виновного. В то же время исследования психологов и психиатров показали, что различные виды жестокого обращения с ребенком (физическое, психическое и сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка) оказывают сходные негативные последствие на его психику. Именно сходство этих последствий для личности ребенка привело к объединению в одно понятие жестокого обращения с ребенком разнородных по своему характеру насильственных деяний, которые могут быть выражены только в действии, с пренебрежением основными потребностями ребенка, которое выражается в бездействии. Используемая парадигма позволяет вычленить специфику психолого-медико-социального подхода к определению жестокого обращения с ребенком, главным критерием которого является необходимость оказания психологической, медицинской или социальной помощи ребенку и его родителям (законным представителям) для обеспечения адекватной социализации ребенка.
Жестокое обращение с детьми представляет собой частный случай насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами, воспитателями интернатных учреждений). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, любит их, доложен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда эти лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают значительно более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Кроме того, в большинстве случаев из-за закрытости семьи от социального контроля жестокое обращение с ребенком не ограничивается одним эпизодом, а продолжается длительное время, что также усугубляет его последствия. 
Значение жестокого обращения с детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на здоровье, благосостояние и развитие ребенка, но также во многом предопределяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми и станут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства. Это дает основание считать, что в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение. Сложный путь, которым агрессия передается потомству, полностью не изучен. Важную роль в этой передаче играют механизмы психологической защиты, позволяющие потерпевшему справиться с перенесенной психической травмой. Следует отметить двойственный эффект механизмов психологической защиты. Например, эмоциональная диссоциация облегчает жертве пережить острый период после полученной травмы, однако в долгосрочной перспективе диссоциация может ограничивать адаптационные возможности потерпевшего. Высокая распространенность насильственного поведения среди взрослых, пострадавших в детстве от жестокого обращения, свидетельствует о нарушении долгосрочной адаптации у таких лиц.

* До декабря 2003 г. уголовная ответственность наступала за половое сношение и иные действия сексуального характера, а также за развратные действия в отношении детей, не достигших 14 лет
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz