Суббота, 20.04.2024, 00:32New Cell
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Центральное окружное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН"
                                                                                                                                                                                                                      
107066, г. Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 45/17 (м. "Бауманская")                                                   
телефон: (499) 265-01-18                       e-mail: cpmssozon@mail.ru
                                                                                         






"Детей нет, есть люди"
Я. Корчак


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — M.: Генезис, 2007. — 122 с. — 2-е изд., стер.

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, а иногда и одноклассники. Предлагаемая программа психологической работы поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. В первой части книги описаны основные задачи психологической службы в этот период, приведены некоторые диагностические методики. Во второй - изложен подробный сценарий тренинга: игры и упражнения, направленные на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации у детей, создание сплоченного классного коллектива. Книга предназначена для школьных психологов и учителей.

Главы/Параграфы

Часть 1. Основные направления работы психологической службы в период адаптации учащихся к условиям средней школы

На этапе перехода детей из начальной школы в среднее звено психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:

  • создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.

В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.

  1. Психологическая диагностика.
  2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
  3. Методическая работа.
  4. Профилактическая работа.
  5. Коррекционно-развивающая работа.
  6. Аналитическая работа.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих направлений.

Психологическая диагностика

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 классов (Битянова М.Р., 2000) и обращать внимание на следующие аспекты.

  • Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
  1. соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
  2. индивидуальные особенности познавательной деятельности;
  3. умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
  • Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
  • Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними; в-третьих, в какой эмоциональный фон окрашены для него данные отношения.
  • Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Даниловой Е.И.), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Оглавление

Введение

Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе

Программа «Первый раз в пятый класс!»

О программе

Цели и содержание программы

Характеристика основных этапов работы

Методы и техники, используемые в программе

Принципы работы тренинговой группы

Структура занятия

Сценарий занятий

Занятие 1. Создание группы

Занятие 2. Здравствуй, пятый класс!

Занятие 3. Находим друзей

Занятие 4. Узнай свою школу

Занятие 5. Что поможет мне учиться?

Занятие 6. Легко ли быть учеником?

Занятие 7. Чего я боюсь?

Занятия 8—9. Трудно ли быть настоящим учителем?

Занятия 10—11. Конфликт или взаимодействие?

Занятие 12. Работа с негативными переживаниями

Занятие 13. Ставим цели

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Тест школьной тревожности Филлипса

Приложение 2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Приложение 3. О «Групповом интеллектуальном тесте»

Приложение 4. Материалы к семинару для учителей пятых классов

Приложение 5. Бланк «Мои цели»

Приложение 6. Бланк «Солнышко»

Приложение 7. Материалы к упражнению «Слушаем внимательно

Приложение 8. Символ «Инь-Ян»

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz