Пятница, 29.03.2024, 04:27New Cell
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Центральное окружное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения "ОЗОН"
                                                                                                                                                                                                                      
107066, г. Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 45/17 (м. "Бауманская")                                                   
телефон: (499) 265-01-18                       e-mail: cpmssozon@mail.ru
                                                                                         






"Детей нет, есть люди"
Я. Корчак


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека. — M.: Генезис, 2007. — 136 с.

Повышение социальной компетентности детей и подростков — задача чрезвычайно важная, особенно если речь идет о детях-сиротах. Авторы предлагают, наряду с традиционными методами психологической работы, использовать для этой цели совместный просмотр и обсуждение кинофильмов. Такие занятия помогают строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для них вопросы. Эмоциональное проживание, идентификация с героями кинофильмов дает детям уникальную возможность увидеть разнообразие человеческих реакций, поведения, отношения к жизни, осознать свои собственные особенности и в результате приобрести неоценимый личностный опыт.В сборнике представлены фильмы, позволяющие выйти на обсуждение проблем, волнующих детей и подростков, описаны алгоритмы работы и конкретные занятия с разными вариантами обсуждения фильмов.Издание адресовано психологам, учителям, воспитателям, социальным педагогам, сотрудникам детских домов.

Главы/Параграфы

ЧУЧЕЛО

СССР, 1983

Сцен. В. Железняков;

Реж. Р. Быков (по мотивам одноименной повести В. Железнякова)

В ролях: Кристина Орбакайте, Ю. Никулин, Е. Санаева, Митя Егоров, С. Крючкова.

127 мин.

Краткое содержание фильма

Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом.

Фильм будет интересен детям от 10 до 16 лет — возраст наиболее активного познания и конструирования себя во взаимодействии со сверстниками.

Картина дает возможность обсудить с детьми много вопросов: как бы я повел себя в такой ситуации, отвергнутый и преследуемый или преследующий — на чьей я стороне, кто я?

Многие дети часто сталкиваются с проблемами вступления, принятия в группу: новый класс, компания. Как это сделать, не предав себя? И стоит ли группа этого, если она требует отказа от себя?

Рекомендуется использовать просмотр фильма для работы по следующим темам«Ценности личности», «Я глазами других», «Дружба», «Взрослые и подростки», «Толерантность». Темы для обсуждения: «Справедливость. Жестокость», «Я и другие», «Чувства», «Дружеские отношения. Предательство», «Взросление. Ответственность. Выбор», «Прощение».

Темы «Справедливость. Жестокость»

В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», — говорит Железная Кнопка (Миронова). Бойкот, преследование, избиение — жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дров в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки.

Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа). Классная руководительница слишком жестоко наказала ребят, не взяв их в Москву.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему дети так жестоко наказывали Лену, мстили ей?
  • Почему Васильев пытался заступиться за нее?
  • Чем отличается Васильев от других детей?
  • В чем проявлялась их жестокость на протяжении всего фильма, когда девочка только пришла в класс и потом?
  • Заслужила ли Лена такое отношение?
  • Прокомментируйте высказывание Марины в конце фильма: «Детки из клетки».
  • Что такое справедливость?
  • Были ли они справедливы, отстаивая свою справедливость?
  • Кто из персонажей вам ближе и почему?
  • Если бы вы оказались Леной, Сомовым, Кнопкой, Поповым, Мариной, Васильевым, учительницей, дедушкой — как бы вы себя вели?
  • Кто несет ответственность за последствия своих поступков? Почему? Как?
  • В чем выражалась жестокость взрослых?
  • Как, по мнению Кнопки, следовало защищать справедливость?
  • Были ли у героев другие варианты поведения в данной ситу­ации?
  • Как бы я поступил в подобной ситуации?

Тема «Я и другие»

В группе детей существует жесткое разграничение — или член группы, или предатель. Если ты член группы, то обязан разделять ее правила, принципы и требования, высказываемые Кнопкой. Перед героями фильма (Леной, Васильевым, Сомовым) встает выбор: быть преданным группе или предателем? Третьего не дано. Ради класса Сомов отказался от Лены и дружбы с ней. А Васильев — нет.

Вопросы для обсуждения:

  • Что значит быть членом группы?
  • Какие правила существуют в этом классе?
  • Кто остался верен своим идеалам, не отказавшись от них ради класса?
  • Кто принадлежит группе, кто нет? Как вы это поняли?
  • Возможно ли быть в группе и сохранить свои ценности? Кому это удалось?

Тема «Чувства. Страх. Трусость»

Весь фильм пронизан страхом. Каждый герой чего-то боится. Лена боится потерять отношения с Димой, разочароваться в нем. Дима боится бойкота и травли со стороны класса. Кнопка как «вождь» группы боялась распада группы и предательства, лицемерия, нарушения справедливости. Васильев боялся за Лену. Но страх и трусость — разные вещи. Можно бояться и делать то, что считаешь правильным. Трусом оказался только Дима.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто чего боялся?
  • Что такое страх?
  • Что такое трусость?
  • Как вам кажется, страх и трусость — одно и то же?
  • Кто из героев трус? Почему?
  • А кто не трус? Почему?
  • Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

Тема «Дружеские отношения. Предательство»

В фильме поднята очень актуальная для подростков тема дружбы. Как друг может предать? Лена довольно долго была «слепа» в отношении Димы, не верила, что он предаст ее, их дружбу. Она пыталась защитить его, взяв всю вину на себя. Лена так и не рассказала классу про него. Дима предал класс (рассказал учительнице), предал Лену (когда не признался и стал травить ее вместе с классом). Предательство может быть только осознанным. Ситуация, когда Лена смеется вместе с классом над своим дедушкой, не является предательством. Она слишком наивна, доверчива и не понимает, как зло смеются ее одноклассники.

Вопросы для обсуждения:

  • Как Лена переживала предательство Димы?
  • Кто был настоящим другом для Лены? Почему?
  • Кто делал вид, что он друг? Как вы это поняли?
  • Кто в фильме дружил по-настоящему?
  • Кто кого предал?
  • Кто кого не предал?
  • Является ли молчание предательством?

Темы «Взросление. Ответственность. Выбор»

За тот период времени, который отражен в фильме, Лена взрослеет. Поначалу, когда она приходит в класс, Лена выглядит невинной, глупенькой, ничего не понимающей девочкой. Она легко смеется над своим дедом вместе со всем классом — очень хочет быть принятой ребятами — и не оценивает их поведение. Но в сцене ее прощания с классом, когда Лена в день отъезда пришла в школу, она уже взрослая девушка, со своим мировоззрением, своими принципами, идеями и жизненным опытом, способная выбирать, принимать решения и нести за них ответственность. Произошедшее с ней — момент ее инициации, перехода из детства, легкого, безответственного, бездумного, доверчивого состояния, во взрослость, где она приняла решение не быть в этом классе, в этой группе, с ее правилами, принципами и жестокостью.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое быть взрослым?
  • Как изменилась Лена в течение фильма?
  • В чем можно заметить (поступках, словах) эти изменения?
  • О чем они говорят? Как их можно назвать?
  • Что значит фраза Лениного дедушки: «Она личность»?
  • Как меняются герои, их личность к концу фильма?

Тема «Прощение»

Прощение и непрощение — эти темы пронизывают фильм. Прощение — антипод предательства, оно его искупает. Для дедушки Лены прощение — проявление милосердия. Лена прощает класс и Диму, дедушка прощает класс и город за их жестокость и несправедливость. Класс не в силах простить Лену, и на этом основана жестокость этих детей. Умение прощать — дар, данный не каждому. Класс не может прощать предательство (Лену, Диму, Васильева), Марина не может простить своих родителей за то, что она здесь, за развод. Этому городу недоступно прощение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что значит простить?
  • Кто простил и за что? А кто нет?
  • Надо ли прощать?
  • За что можно простить, а за что нет?
  • Легко ли прощать?
  • Зачем прощать?
  • Что получает тот, кто прощает?

Психолог Москова Мария

Благотворительный фонд «Женщины и дети — прежде всего»

Ведущая программы «Мы Сами» детского дома № 70 г. Москвы

Оглавление

Благодарности … 5

Фильм, фильм, фильм … 7

Работа с фильмами

Примеры обсуждения фильмов с детьми и подростками … 13

Примеры обсуждения фильмов со взрослым окружением детей-сирот … 83

Фильмотека. Список рекомендованных фильмов

Фильмы для работы с детьми и подростками … 96

Фильмы, рекомендованные для просмотра психологам … 111

Литература … 129

Предисловие

Дорогие коллеги!

Перед вами сборник, в котором представлены результаты совместного творчества многих заинтересованных людей. Идея создания фильмотеки, которой мог бы пользоваться любой воспитатель, педагог, психолог, работающий с детьми и подростками, родилась в ходе реализации программы социальной компетентности детей-сирот «Мы Сами». Работа проводилась в пятидесяти детских домах и школах-интернатах Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Рязанской областей.

Программа «Мы сами» включает в себя 64 занятия, основная ее цель — повысить социальную компетентность детей-сирот, подготовить их к самостоятельной жизни.Она рассчитана на подростков 13—16 лет. Основные темы работы: «Представление о себе и своих ресурсах», «Я и другие. Навыки общения», «Взросление», «Семья», «Досуг», «Профориентация и трудовая сфера», «Финансовая система», «Потребительская сфера», «Жилищно-бытовая система», «Система социального обеспечения», «Профилактика ВИЧ/СПИД», «Здравоохранение», «Правоохранительная система», «Гражданственность, система государства», «Будущее».

Вначале фильмы использовались как дополнительное средство мотивации участников, однако очень скоро стало ясно, что такая форма работы существенно повышает эффективность обучения.

Совместный просмотр фильмов — это не только замечательная возможность общения с детьми; такие встречи помогают строить добрые, доверительные отношения, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы. Они позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым — лучше понимать детей и их потребности.

Мы попытались подобрать фильмы, содержание которых отражает проблемы, актуальные для детей-сирот и продумать алгоритм обсуждения фильма, делая акцент на той или иной теме. Вместе с тем практически все представленные в сборнике фильмы подходят для работы с любыми детьми и подростками. Занятия могут проводить как психологи, так и учителя, воспитатели.

Какой была для нас эта работа? Сложной, но увлекательной и интересной. Каждый специалист по-своему подошел к решению задачи. Мы испытывали сомнение, удивление, радость взаимопонимания. Хотелось быть искренними помощниками детям, разделять их тревоги и радости, процесс творческих мучений и открытий самого себя и других.

Но самое главное, работа дала каждому из нас неоценимый опыт самопознания, и уникальную возможность лучше понять внутренний мир детей, с которыми мы работали.

Мы благодарны директорам, психологам, воспитателям учреждений, на базе которых работают площадки по реализации программы «Мы Сами», методисту Госфильмофонда России З.Г.Шатиной за активное участие, искренний интерес и безвозмездную информационную помощь.

Мы признательны и авторам, и коллегам по работе которые не участвовали непосредственно в составлении данного пособия, но воплощали наши идеи и давали обратную связь, делились личным опытом.

Психолог Елена Коблик

Фильм, фильм, фильм...

Современные дети в большинстве своем читают все меньше и меньше, печатное слово все чаще заменяется образной информацией, при этом мы отнюдь не всегда знаем, что и как смотрят с экранов наши дети. В такой ситуации очень полезным может оказаться создание фильмотеки, которой могли бы пользоваться учителя, воспитатели, родители. Совместный просмотр и обсуждение фильмов — замечательное занятие, дающее возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения проблем.

Кино — это не только развлечение, мы получаем в руки инструмент, позволяющий легко актуализировать и наращивать опыт решения проблем, развивать личность, интуицию, познавать себя и окружающий мир, понимать свои мысли и поступки, учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом.

Анализ кинопроизведений, стремление понять содержание фильмов позволяет человеку переосмысливать свое отношение к действительности, по новому осознавать собственный внутренний мир, дает возможность формировать позитивную систему ценностей. Посмотрев фильм в группе, можно узнать много интересного о себе, о людях и мире вокруг. Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все участники увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и... начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете. Создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Сколько людей, столько и мнений, и это разнообразие обогащает представление каждого об окружающем мире, о себе и других людях.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:

  • Развивать психологическую компетентность: дети и подростки знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учиться взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.
  • Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
  • Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.
  • Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.
  • Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

Совместный просмотр и обсуждение фильмов требуют активного участия ведущего. В его задачи входит не только четкая организация самого процесса просмотра фильма вместе с детьми, но и грамотное выделение, формулирование проблем, волнующих участников, и создание особой доверительной атмосферы, необходимой для искреннего и честного обсуждения основных тем фильма. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, не боялись высказывать свои мысли вслух, вовремя получали обратную связь и поддержку от ведущего.

Кроме того, такие совместные просмотры обладают диагностической ценностью, дают возможность лучше понять детей, составить представление об уровне их знаний о предмете обсуждения.

Для успешного ведения такой работы ведущему желательно обладать следующими навыками и личностными качествами:

  • умение слышать и слушать;
  • теплота и искренность;
  • открытость и готовность делиться чувствами;
  • безоценочное отношение;
  • умение работать с «мифами» и традиционно «запрещенными» темами;
  • здоровый юмор;
  • умение оказывать поддержку.

Как выбирать фильм для обсуждения?

Фильм для совместного просмотра на занятии, должен отвечать определенным требованиям:

  1. Тематика фильма должна быть интересна детям или подросткам, способствовать повышению их социальной компетентности, давать пищу для размышления о себе, о своих жизненных целях, об окружающем мире. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен детям, чтобы он отражал актуальные проблемы, побуждал к активной жизни.
  2. Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
  3. Фильм должен быть эмоционально созвучен зрителям, поэтому важно хорошо разбираться в проблемах, волнующих детей.
  4. Выбирая фильм и планируя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности детей, различия в уровне развития.
  5. Фильм должен соответствовать возрасту детей.
  6. Важно учитывать продолжительность просмотра, чтобы оставить достаточно времени для обсуждения. Как показывает опыт, правильно выбранный фильм никого не оставляет равнодушным и позволяет в дальнейшем многократно возвращаться к просмотру и обсуждению.
  7. Выбирая фильм для просмотра, важно обратить внимание, есть ли в нем сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих, поэтому рекомендуем воздержаться от такого выбора. Если вы все же выберете этот фильм, то следует помнить, что любые опасные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, следует быть готовым к этому и при необходимости самому инициировать такое обсуждение.

Особенности просмотра и обсуждения фильма

Ведущий обращается к участникам с кратким вступлением, после чего организуется совместный просмотр фильма. Затем после небольшого перерыва ведущий организует дискуссию на определенную тему, связанную с содержанием фильма, выделяя актуальные проблемы, а также обращая внимание на те эпизоды фильма, которые особо запомнились подросткам. Очень важно создать такую атмосферу, чтобы в ходе дискуссии все участники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения.

Основные цели обсуждения фильмов в группе:

  • Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью.
  • Развитие способности к сопереживанию.
  • Формирование позитивного мышления.

Основные вопросы для дискуссии:

  • Понравился ли фильм?
  • О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?
  • Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?
  • Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?
  • Какой герой был интересен? Почему?
  • Как фильм связан с моей собственной жизнью?
  • Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

Безусловно, в каждом конкретном случае список вопросов будет дополняться, однако обсуждать отношение подростков к фильму, особенности поведения героев и связь происходящего на экране с реальной жизнью подростков рекомендуется после просмотра каждого фильма.

Есть разные варианты организации процесса обсуждения. Можно просмотреть весь фильм целиком, а затем провести дискуссию, обменяться впечатлениями; другой вариант — последовательно посматривать эпизоды фильма (использовать стоп-кадр), делая паузы, во время которых прокомментировать сюжет, дать возможность детям поделиться мыслями и чувствами, а более глубокое обсуждение организовать в заключение просмотра фильма, при этом обсуждая и анализируя конкретные фрагменты-темы. Можно, делая паузу в просмотре, предложить участникам попробовать предсказать развитие сюжета, поведение героев. Центром обсуждения можно сделать главных героев фильма, а не темы, и тогда в ходе дискуссии могут обсуждаться самые разные вопросы. В некоторых случаях, особенно, когда фильм заканчивается трагически, следует дать детям возможность эмоционально отреагировать на происходящее, и лишь затем переходить к тематическому обсуждению. Словом, схемы просмотра и обсуждения фильмов могут быть разными, и многое зависит от индивидуальности ведущего, а также от особенностей группы, с которой он работает.

К выбору схемы проведения занятий следует подходить творчески, вам решать, как именно провести свое занятие.

Во время проведения занятий с просмотром и анализом фильмов внутреннее сопротивление подростков незначительно, и они готовы к разным формам работы. Переживая вместе с киногероями выпавшие на их долю испытания и душевные страсти, зритель свободен от ответственности. Он не связывает увиденные на экране события с собственной реальностью.

Не стоит бояться того, что фильм всколыхнет глубоко спрятанные чувства, поднимет на поверхность прошлые переживания. Сами переживания и нахлынувшие чувства не менее важны, чем рациональный анализ. Если они проявляются, когда человек ощущает себя в безопасности, то несут эффект открытия, освобождения от старого. Главное — умело организовать обсуждение. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом.

В ходе обсуждения следует обращать внимание на разные интерпретации, разные отзывы об одном и том же событии фильма, можно использовать обсуждение фильма и для исследования сущности человека, отражения его внутреннего мира.

Во время просмотра фильма обратите внимание подростков на:

    • образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы,
    • эмоциональные переживания как героев, так и самих участников,
    • стереотипы поведения,
    • позитивность или негативность динамики фильма.

После просмотра фильма

  • Организуйте спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма.
  • Помогите изложить реальное содержание фильма. Обратите внимание зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
  • Обобщайте сказанное участниками, резюмируйте высказывания.
  • Помогите участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи.

Подведение итогов вместе с участниками и резюме ведущего — самый важный этап. Он обязателен, предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания просмотра фильма в ходе заключительного обсуждения.

Коблик Елена

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz